Физика 7-9

ТипУчебник
ley.se-todo.com > Физика > Учебник
  1   2   3   4
Составляющее УМК

по математике, физике, информатике согласно требованиям ФГОС

«…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем» и далее, «…ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».

Национальная образовательная инициатива

^ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
УМК - БИНОМ естественно-математического образования

«ФИЗИКА» 7-9 кл.
Состав УМК Учебно-методический комплект (УМК) «Физика 7-9» издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» включает в себя:

^ Кривченко И.В. Физика: учебник для 7 класса 2010
Учебник предназначен для изучения курса физики в 7 классе общеобразовательной школы и написан в соответствии с принятым государственным образовательным стандартом по физике. Учебник входит в состав УМК по физике для 7–9 классов.

^ Лабораторный журнал по физике для 7 класса
 Лабораторный журнал входит в состав УМК по физике в комплекте с учебником И. В. Кривченко «Физика : учебник для 7 класса», содержит описания более двадцати лабораторных работ и шаблоны, в которые учащиеся могут заносить результаты проведенных опытов и выводы.

^ Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий. Книга для учителя

Федорова Ю. В. / Казанская А. Я. / Панфилова А. Ю. / Шаронова Н. В.
В пособии описывается применение цифровых лабораторий в учебном процессе. Использование цифровых лабораторий позволяет приобщать детей к современному миру информационной техники и точных измерений.

^ Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий : рабочая тетрадь для 7–9 классов

Федорова Ю. В. / Казанская А. Я. / Панфилова А. Ю. / Шаронова Н. В.
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения учащимися 7–9 классов лабораторных работ по физике с использованием цифровых лабораторий. Материал рабочей тетради согласован с дидактическими материалами для учителя.

^ Кривченко И.В. Физика: учебник для 8 класса 2010
Учебник предназначен для изучения курса физики в 8 классе общеобразовательной школы и написан в соответствии с принятым государственным образовательным стандартом по физике. Учебник входит в состав УМК по физике для 7–9 классов.

^ Кривченко И.В. Курс физики для 7 класс
Книга представляет собой проект учебника нового поколения. По сравнению с традиционными учебниками физики значительный материал вынесен на входящий в состав учебно-методического комплекта CD-ROM и сайт в Интернете

^ Принципы построения УМК

УМК в целом, и учебники в частности, соответствуют всем общедидактическим принципам организации обучения: научности, системности, последовательности и соответствия возрастным особенностям учащихся. Наряду с этим реализованы и следующие принципы.

• Соответствие Государственному образовательному Стандарту

• Соответствие объема и глубины изложения учебного материала реальному количеству учебного времени (62-64 час/год)

• Соответствие требованиям подготовки к ГИА

• Наличие компонентов, адресованных школам с различным уровнем оснащенности кабинетов физики.

• Максимизация меж- и внутрипредметных связей при одновременном усилении роли физических теорий как дидактических единиц на основе электронных образовательных ресурсов

• Деятельностный подход с использованием натурных и цифровых практикумов, творческих заданий

• Высокая степень структурированности и иллюстрированности

Схема распределения материала по классам, а также его соответствие Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по физике представлена в соответствующих материалах. Отбор учебного материала обоснован методическими соображениями, изложенными в полном объеме в Пособии для учителя. Схема распределения материала по классам, а также его соответствие Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по физике представлена в соответствующих материалах.

Отбор учебного материала обоснован методическими соображениями, изложенными в полном объеме в Пособии для учителя. Деятельностный характер обучения реализуется через описания и иллюстрации наблюдений и опытов, которые могут быть выполнены учащимися самостоятельно, а также через наличие отдельного компонента УМК – книги «Практикум», содержащей описание лабораторных работ, разноуровневые задачи и др. Объем основного материала соответствует нормам учебного времени, что подтверждается «Тематическим планированием».

Подробную информацию, а также пояснительные записки к учебникам «Физика для 7 класса» и «Физика для 8 класса», учебно-тематическое планирование, методические особенности УМК а также ЭОР: рекомендации методической службы смотрите на сайте

УМК в целом, и учебник в частности, соответствуют всем общедидактическим принципам организации обучения: научности, систематичности, последовательности и другим. Наряду с этим реализованы и следующие принципы.

• Соответствие объема и глубины изложения учебного материала реальному количеству учебного времени (62-66 час/год)

• Наличие компонентов, адресованных учащимся с различным уровнем способностей

• Учет меж- и внутрипредметных связей при одновременном усилении роли физических теорий как научного обоснования материала

• Высокая степень структурированности материала и иллюстрированности учебника

Учебник «Физика 7» является первым из трех учебников Учебно-методического комплекта по физике для 7–9 классов. Поэтому очень важно представлять себе, каково распределением материала между тремя годами обучения. Следует отметить акцент на деятельностный характер обучения, который отражен в учебнике через включение в учебный текст описаний наблюдений и опытов, которые могут быть выполнены учащимися самостоятельно, а также через подбор заданий к параграфу, опирающихся на исследование, анализ, систематизацию учебного материала.

Практическая направленность обучения также реализуется путем изучения явлений природы, знакомства с конструкцией и принципами работы технических устройств, механизмов и приборов, используемых человеком в своей деятельности.

Каждый параграф включает основной и дополнительный (отмечен сбоку вертикальной чертой) текст, имеется вспомогательный текст: поясняющие подписи к рисункам, таблицам и формулам. Особенностью книги является зрительный ряд, составляемый рисунками. Этот ряд представляет собой своеобразный «конспект» материала, помогающий освоить его ученикам, ориентированным на восприятие визуальной информации.

В конце каждой Темы дается краткий Конспект теоретического материала, содержащий определения и наиболее значимые комментарии к ним.

Имеется навигационный аппарат учебника: основное и вспомогательные оглавления (к каждой Теме), предметный указатель, ссылки на ранее изученные параграфы и формулировки конспекта теоретического материала, навигационные значки, показывающие на привлечение других материалов УМК.

Аппарат отработки усвоения теоретической компоненты представлен заданиями «Проверялкина», которые заключаются в том, что учащимся необходимо ответить на вопросы, используя точные цитаты из текста учебника (1 уровень). Это развивает умение школьников работать с текстом. Кроме того, имеются вопросы, которые требуют для ответа умения интерпретировать текст (2 уровень).

Аппарат отработки усвоения практической компоненты представлен вопросами и задачами в конце каждой темы, разделом «Домашние экспериментальные задания», а также дополнительными вопросами, задачами, упражнениями и работами, находящимися в «Лабораторном журнале» и Задачнике.

Наглядность изложения и направленность на развитие интереса учащихся учтены в характере изложения: он, главным образом, индуктивный, то есть с опорой на эксперимент и/или жизненный опыт учащихся. Этому способствует красочное оформление и высокая степень иллюстрированности, а также глава «А знаете ли вы, что…».

Направленность на формирование общеучебных умений и способностей учащихся реализована наличием заданий на выработку умения:

• воспринимать и интерпретировать учебный текст (задания Проверялкина 1 и 2 уровней);

• описывать результаты наблюдений и опытов, обобщать и систематизировать (Упражнения к темам, Практикум)

• использовать различные средства визуализации и интерпретации: числовую прямую, метод интервалов, метод верхней и нижней границ, построения графика, столбчатой диаграммы, таблицы.

Направленность на формирование навыков самостоятельной работы реализована наличием:

• заданий Проверялкина, реализующих умение работать с текстом на 1 и 2 уровне.

• задач разноуровневого характера.

• заданий для домашней экспериментальной работы.

• дополнительного материала углубляющего и расширяющего характера.

Объем основного материала соответствует нормам учебного времени.

^ Электронные ресурсы к УМК «ФИЗИКА»:

Электронный ресурс

Подборка активных гиперссылок на цифровые образовательные ресурсы коллекции ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ в соответствии с Государственным стандартом по курсу физики основной школы на сайте

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Авторский сайт Кривченко И.В.

Сайт для учителей физики по цифровой лаборатории

Сайт электронной энциклопедии открытого доступа компании Кирилл и Мефодий:

Сайт к учебникам физики И.В . Кривченко (для учителей физики, учащихся и их родителей)

Раздел College.ru по физике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет – тестирование и электронные консультации.

(по астрономии - http://college.ru/astronomy/)

Методическая мастерская по физике и онлайн поддержка учителей на сайте Методической службы БИНОМ

Методические материалы и курсы на сайте Малой академии МГУ

Телекурсы по физике www.binom.vidicor.ru в соответствии с Абонементом лекций на учебный год. Подробно:

Журнал Физика в школе

^ Авторы и методисты УМК по физике

^ Кривченко Игорь Викторович, автор учебников
Сайт http://fizika.ru

^ Соколова Наталья Юрьевна, педагог-методист
E-mail: sokolova.nu@gmail.com

^ Федорова Юлия Владимировна, к.п.н., заместитель директора ЦИТУО по учебно-научной работе, зав. каф. Информационных технологий и образовательной среды МИОО, автор учебных пособий издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»: «Практикум по физике с применением цифровых лабораторий. 7-11 класс».
Видеолекции

E-mail: login_net@mail.ru

^ Ястребов Леонид Иосифович, кандидат физико-математических наук, руководитель методической группы УМК по «Физике» и УМК по «Естествознанию» издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Авторская мастерская (УМК 7-9) | Форум: Методический форум
E-mail: yastrebov@lbz.ru

«МАТЕМАТИКА» 5-6 кл.
Состав УМК Учебно-методический комплект (УМК) «Математика 5-6» издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» включает в себя:

^ Гельфман Э.Г. и др. Математика. Учебник для 5 класса Часть1,2 (Комплект) (ФГОС) 2012
Учебник входит в состав УМК «Математика. Психология. Интеллект». Текст учебника написан в диалоговой форме, создает условия для индивидуализации учебной деятельности, помогает школьникам быть успешными при изучении математики.

Гельфман Э. Г. / Демидова Л. Н. / Лобаненко Н. Б.

^ Математика : учебная книга и практикум для 5 класса : в 2 ч., Ч. 1
Учебная книга и практикум для 5 класса входят в состав УМК по математике для 5–6 классов, разработанный авторским коллективом под руководством Э. Г. Гельфман и М. А. Холодной в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект» («МПИ»).

Гельфман Э. Г. / Холодная М. А.

Математика : методическое пособие для 5 класс(ФГОС)
Методическое пособие предназначено для учителей, работающих с учебно-методическим комплектом «Математика. Психология. Интеллект». Даются психолого-педагогические характеристики каждого из элементов, входящих в учебно-методический комплект, и обсуждаются возможные пути их использования в учебном процессе.

Гельфман Э. Г. / Холодная О. В.

Математика : учебник для 6 класса (ФГОС)

Гельфман Э.Г. и др. Математике. Учебная книга для 6 класса (Часть 1,2)

ЭОР к УМК Гельфман Э.Г. для 5-6 классов

^ Принципы построения УМК

Все учебные материалы способствуют актуализации и обогащению различных форм умственного опыта учащихся как основы продуктивной интеллектуальной деятельности.

Все элементы УМК разрабатывались с учетом основных положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного мате-матического образования. В МПИ-проекте особое внимание уделяется обучению разнообразным умениям работать с учебным текстом, которые рассматриваются как ключевой фактор интеллектуального роста учащихся

^ Деятельностный подход реализуется в УМК в рамках позиции, согласно которой учащиеся принимают активное участие в процессе обучения математическим понятиям и методам решения математических задач:

• учебники снабжены навигационными инструментами (навигационной полосой со специальными значками), которые позволяют обучающимся использовать все составляющие УМК с учетом их образовательных потребностей. Таким образом, навигационные значки активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с содержанием учебника благодаря ссылкам на другие учебные материалы (учебные книги, рабочие тетради и электронный образовательный ресурс), включая ученика в разные виды учебной деятельности (исполнительскую, исследовательскую, проектную, творческую);

• при работе с учебником и учебными материалами обучающимся предоставляется возможность проявить самостоятельность на различных этапах изучения математики (например, в учебниках использован такой прием организации работы с текстом, как «обращение к читателю», направленный на инициацию самостоятельной деятельности ученика);

• создаются условия для формирования у обучающихся эффективных способов учебно-познавательной деятельности, а именно: освоение алгоритмов, формирование умения решать текстовые задачи, развитие готовности выбирать рациональный метод решения и использовать разные приемы анализа одной и той же учебной проблемы и т.д.;

• в учебниках и учебных книгах, наряду с констатацией «готового» математического знания, воспроизводится процесс его порождения (новые знания вводятся постепенно, включая этап мотивации нового математического понятия, этап обсуждения, этап обобщения и выводов);

• в учебниках и учебных материалах содержится информация прикладного характера, направленная на развитие интереса к практическим приложениям математики и демонстрацию роли математических знаний в реальных ситуациях.

Средствами учебного текста, в том числе за счет мотивации необходимости перехода к новым понятиям и методам, ученики включаются в деятельность по самостоятельному «добыванию» новых для них знаний. Учебные тексты сконструированы таким образом, чтобы обеспечить формирование у учащихся познавательных и регуляторных учебных действий (сравнивать, обобщать, оценивать, прогнозировать, выбирать наиболее рациональный метод решения, осуществлять целеполагание, планирование и самоконтроль своей учебной деятельности т.д.). В разных разделах учебников предусмотрены различные формы учебной деятельности: исполнительская, исследовательская, проектная, творческая. В учебниках содержится материал, развивающий интерес к разным практическим приложениям математики, что создает предпосылки для понимания роли математики в окружающем мире.

^ Личностно-ориентированный подход в рамках УМК реализован следующим образом:

• учебная информация предъявляется в разных формах (словесно-логической, визуальной, предметно-практической), что позволяет ученикам с разными познавательными стилями успешно усваивать материал;

• активно используется личный (в том числе житейский) опыт учеников как на этапе освоения теоретических разделов учебников, так и при формировании умения решать задачи;

• учебники и учебные материалы имеют диалоговый характер изложения, что формирует у обучающихся готовность высказывать свое мнение, обосновывать и отстаивать свою точку зрения;

• активизируется эмоциональный опыт учащихся за счет включения парадоксальных учебных ситуаций, опоры на метафорические приемы введения информации;

• средствами учебника и учебных материалов обеспечивается индивидуализация обучения (компоненты УМК позволяют учитывать индивидуальные познавательные потребности и склонности обучающихся, выбирать индивидуальную траекторию самообучения).

^ Компетентностный подход в УМК учтен в следующих основных аспектах:

• используется тематический принцип организации учебников и учебных материалов, что позволяет одновременно и углублять, и расширять знания обучающихся, а также выстраивать содержание соответствующей темы, используя разные типы систематизации информации;

• предполагается одновременное формирование как декларативных знаний (о том, что), так и процедурных знаний (о том, как);

• содержание учебников и учебных материалов (последовательность изучения каждой темы, подбор вопросов и учебных заданий) построено таким образом, чтобы способствовать формированию рефлексивной позиции (осознанного, произвольного отношения обучающихся к процессу обучения);

• последовательность учебного материала построена таким образом, чтобы не только обеспечивать формирование основных математиче-ских понятий, но и развивать осознанное, произвольное отношение учащихся к тому, что с ними происходит в процессе обучения;

• учебные материалы учат школьников правильно реагировать на противоречия;

• средствами учебного текста формируются навыки планирования, целеполагания, самоконтроля, прогнозирования, оценивания, доказательства, обобщения как основы компетентностного уровня усвоения учебных знаний;

• создаются условия для того, чтобы ученики могли применять усвоенные теоретические знания в разнообразных практических ситуациях (в том числе за счет использования проектных заданий), в том числе работая в режиме проектной деятельности.

^ Учебные книги для учащихся 5–6-х классов Учебные книги ставят своей целью помочь школьникам в усвоении учебного материала, сформировать у них умение учиться на основе овладения универсальными учебными действиями. Учебные книги написаны на сюжетной основе, позволяющей организовать различные формы учебного диалога. Выбор сюжета для каждой из книг обусловлен математическим содержанием учебного материала, а также его психологическим назначением. Благодаря диалогу школьники учатся понимать точку зрения собеседника, точно и понятно формулировать свои мысли, воспринимать неожиданную информацию, правильно реагировать на противоречия, иными словами, они получают образцы интеллектуального поведения при решении возникающих задач. Основные математические понятия и факты вводятся постепенно, после подробного рассмотрения примеров. Учащиеся получают возможность следить за рассуждениями, они учатся аргументировать свои выводы, не бояться делать ошибки и т.д.

Учебные книги настраивают учащихся на самостоятельное получение элементов теории, содержат вопросы, которые формируют умения работать с учебной информацией, контролировать успешность своей деятельности, выстраивать отношения с другими людьми, осуществлять осознанный выбор, то есть в учебных книгах создаются условия для самообучения и формирования личностных учебных действий (смыслообразования, нравственно-этического оценивания и т.д.). В этих книгах содержатся специальные разделы под названием «Психологический комментарий», в каждом из которых излагаются общие сведения об определенном проявлении интеллектуальной деятельности, а также предлагаются простейшие процедуры интеллектуальной самодиагностики с элементами интеллектуального тренинга. Этот материал продается в форме заданий, игр, бесед, рассказов

^ Рабочие тетради для учащихся 5–6-х классов. Каждая рабочая тетрадь посвящена определенной теме школьной математики 5–6 и включает три раздела, в которых содержатся задания разной направленности. Эти задания создают условия для того, чтобы, независимо от варианта школьного учебника, ученик имел бы возможность работать самостоятельно, под руководством учителя или с участием родителей. В первом разделе собраны задания, которые носят обучающий, тренировочный характер и оснащают каждого ученика дополнительным материалом по данной теме. Задания второго раздела углубляют знания детей по теме, нацеливают на наблюдение, выявление закономерностей, обобщение, формулировку вывода, применение знаний при составлении своих заданий. Это способствует развитию общих интеллектуальных умений учащихся. В обоих разделах есть задания, обучающие школьников приемам работы с текстами, которые представляют собой фрагменты учебников по математике разных времен, энциклопедий или работ известных педагогов-математиков. В третьем разделе предлагаются задания исследовательского, творческого, олимпиадного характера. Они позволяют ученику проявить свои математические способности, творческую инициативу, оценить свои возможности относительно участие в олимпиадах и других математических конкурсах. Каждая глава сопровождается заданием для самоконтроля
Задачники-практикумы. Задания практикумов 56 позволяют дифференцировать работу с учениками. Они учат целесообразному выбору заданий, формируют умения планировать, контролировать свою учебную деятельность, проявлять творческие способности при изучении учебного материала. Большая часть заданий разделена на два уровня. Первый уровень способствует усвоению понятий и применению их в простейших ситуациях, отработке отдельных шагов алгоритмов соответствующих действий, формированию умения осуществлять самопроверку и т.д. Второй уровень развивает самостоятельность учащихся, умения работать с информацией, искать закономерности, обобщать изученный материал, переносить знания в новые ситуации, проявлять творческую инициативу и т.д. Через специальные задания в практикумах формируются элементы математического моделирования. Так, для развития элементов математического моделирования при решении текстовых задач используются как правильно поставленные задачи, так и задачи с недостаточными, избыточными и противоречивыми данными; задания, связанные с изменением условия или вопроса задачи; задания на составление задач.

^ Электронные ресурсы к УМК «МАТЕМАТИКА»:

Электронный ресурс

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов